Пятница
03.05.2024
14:59
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ОГБУ "Парфеньевский КЦСОН"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2016 » Октябрь » 28 » Профилактика саморазрушающего потенциала поведения подростка
10:09
Профилактика саморазрушающего потенциала поведения подростка

Профилактика саморазрушающего потенциала поведения подростка

     Состояние психического здоровья детей и подростков привлекает в настоящее время внимание специалистов различных социальных практик: педагогов, социологов, психологов, педиатров и детских психиатров.

    Особое внимание уделяется саморазрушающему поведению среди несовершеннолетних. Это явление встречается у подростков чаще, чем в других возрастных группах. У старшеклассников возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми, которые проявляются, как негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов. В этом возрасте саморазрушающее поведение рассматривается как трагедия, задевающая не только ребенка, но и его семью, сверстников, всё окружение в котором он живёт.

     Известно, что в подростковом возрасте наиболее часто проявляются акцентуации характера. Доказано, что существует связь между саморазрушающим поведением и определенными типами акцентуаций. В группу риска входят  циклоидный, эмоционально-лабильный и истероидный типы.

Каждый тип имеет свои особенности. С одной стороны, это недостатки, которые необходимо корректировать, с другой стороны — положительные стороны, которые можно использовать в качестве ресурса.

Циклоидный тип. /Циклотимный/

     Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведение непредсказуемым, противоречивым, склонным к смене деятельности, увлечений, интересов. Слабым местом является отвержение со стороны значимых людей, изменение жизненных обстоятельств или стереотипов (переезд, смена школы, коллектива). Частыми становятся протестные реакции. Возможны случаи воровства, побеги из дома, пропуски занятий. Возможна ранняя алкоголизация. Рано пробуждается сексуальное влечение. Быстро истощается и скорее склонен к психосоматическим заболеваниям. Потенцирует суицид публично нанесенная обида, унижение, цепь неудач, что наталкивает подростка на мысли о собственной никчемности, ненужности, неполноценности.

    Психокоррекция:предпочтительно создание среды, способствующей проявлению инициативы и лидерства. Рекомендуется заниматься интересной разнообразной деятельностью. Не рекомендуется поручать кропотливую, требующую большой усидчивости и ограничивающую связи с людьми, работу, необходима работа над самооценкой, личностный рост в направлении развития твердости характера, принятия решений, развития силы воли, умение планировать время.

Эмоционально–лабильный тип. / Эмотивный/

    Для этого типа характерна частая, резкая смена настроения по любому поводу. Это может быть и плохая оценка в школе, и оторванная ручка… От душевного состояния зависят сон, аппетит, самочувствие, Работоспособность, желание учиться, общаться. Тонко ощущают окружающий мир, чувствуют настроение людей. Неспособны скрывать свои чувства.

    Слабым звеном является ситуация эмоционального отвержения со стороны значимых людей, утрата или разлука с теми, к кому привязан. Сильно выражены вегетативные реакции.

    Протестные реакции плачет, уходит в собственные переживания.

    Суицидальные действия совершаются в период острых аффективных реакций, возникающих в тяжелых жизненных ситуациях, которые воспринимаются ими, как невыносимые, безвыходные. Суицидальное поведение аффективно, принятие решения и его исполнение осуществляется быстро, как правило, в тот же день.

    Психокоррекция. Необходимо установление полного доверия, контакта, взаимопонимания, эмоциональной и психологической поддержки. Необходима выработка навыков саморегуляции, развитие психологической устойчивости, уверенности в себе, умения чувствовать и понимать свои и чужие границы, защищать свои границы. Так же необходима профилактика развития неврозов, депрессий, психологического инфантилизма.

Истероидный тип. /демонстративный/

    Относящиеся к этому типу люди эгоистичны, жаждут повышенного внимания, почитания, восхищения, сочувствия. При этом чувства поверхностны, наиграны. Склонны к рисовке, позерству, лживости.  Уровень притязаний высок, но при этом не способны стараться, упорно трудиться. Легко ориентируются в ситуации и могут вводить в заблуждение окружающих.

   Слабое место — не выносят критики, насмешек, невнимания. Это может довести их даже до состояния аффекта и суицидальных реакций!!!

    Протестные реакции — могут принадлежать к неформальной группировке, больше не по убеждениям, а в качестве демонстрации, иметь большое количество сексуальных партнеров, реальных или вымышленных. Совершать демонстративные и демонстративно–шантажные суицидальные попытки, добиваясь своих целей и внимания.

    Психокоррекция. Личностный рост в направлении коррекции самооценки, преодолении эгоцентризма и развитии внимания и уважения к окружающим. Профилактика аффективных реакций. Обучение саморегуляции. Обучение другим видам поведения.

     Повышенный риск саморазрушающего поведения характерен для дисгармоничных личностей, при этом, личностная дисгармония может быть вызвана как чрезмерным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной выраженностью.

Кроме того, большинство саморазрушающих действий в подростковом возрасте связаны с отношениями в семье, в школе и т.п. При этом они направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о саморазрушении, а лишь о применении «саморазрушающей техники» для достижения той или иной первичной цели. Иногда аутодеструктивное поведение у подростков определяется стремлением к временному «выключению» из ситуации. И в том и в другом случаях последствия таких действий бывают достаточно плачевными.

Поэтому консультации психолога так же могут помочь освоить новые модели поведения, роли в контексте взаимоотношений с близкими, одноклассниками, друзьями.

 

Просмотров: 378 | Добавил: КЦСОН | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz